Модуль регистрации
Когда человек намеревается приобрести товар в магазине, то возможны два варианта:
- он платит наличными, получает чек и забирает товар: в этом случае можно сказать, что осуществляется обезличенная покупка
- он платит по счёту или картой или осуществляет предварительный заказ товара, в любом из этих случаев продавцу нужно иметь определённую информацию о плательщике.
Как в первом, так и во втором случае, вообще говоря, можно в некоторых интернет-магазинах обойтись без регистрации. Однако информацию о себе всё равно придётся ввести на завершающем этапе. Для того, чтобы этого не делать каждый раз, как только клиент захочет что-либо приобрести в данном интернет-магазине и существует однократный процесс регистрации. Он может выглядеть по разному в зависимости от того, для каких категорий пользователей предназначен сайт. Если речь идёт о физическом лице и розничном сайте, то возможна самая короткая регистрация. Если речь идёт о компании и оптовом сайте, то будет самая длинная, так как тут у покупателя будет значительно больше ответственности перед продавцом, а у продавца перед налоговыми органами. Все остальные варианты будут промежуточными.
Для примера рассмотрим процедуры регистрации на оптовом сайте автосоюз-юг.рф и на розничном abteka.ru.
Начнём с abteka.ru. Регистрация здесь сделана предельно просто для того, чтобы она у тех, кто пришёл в интернет-магазин впервые, не вызывала трудностей и тем паче отвращения. Итак, при нажатии на кнопку “Регистрация” мы получаем промежуточное окно:

где в соответствующем поле нужно ввести номер вашего телефона и нажать на указанную кнопку “Получить пароль”. Результатом будет отсылка системой sms с кодом, который является паролем клиента с логином, равным его телефонному номеру без знака + (но с кодом страны 7). После ввода кода в полученном окне система осуществляет автоматический вход (аутентификацию) на сайт и появляется следующее окно:

Здесь нужно будет ввести Фамилию и Имя (обязательно) и, если хотите получать электронные чеки, то адрес электронной почты в соответствующем поле, после чего нажать на кнопку “Сохранить”. Далее нужно будет нажать на кнопку “Подтвердить E-mail”. Результатом будет окно:

Если вы указали верный и работающий адрес электронной почты, то в присланном письме нужно будет найти ссылку подтверждения. Её нажатием и завершается процесс регистрации. Можно осуществлять покупки в магазине.
Ясно, что здесь в данном интернет-магазине модуль регистрации максимально упрощён и требует указания работающего сотового телефона. Если вы не хотите его указывать, то в таком интернет-магазине вы не сможете зарегистрироваться. Это один из самых существенных недостатков данного подхода. Ясно, что он рассчитан на физических лиц. Мало кто захочет свой собственный телефон указывать на корпоративных ресурсах.
Если вам по какой-то причине не нравится пароль, который был вам был сгенерирован автоматически и выслан посредством sms, то можно его поменять по кнопке:

В любом случае логином у вас останется номер телефона без знака “+”. Аутентификация осуществляется по кнопке:

Если вы поменяли пароль, а потом его забыли или стёрли sms, то всегда можно нажать на кнопку “Забыли пароль?”, представленную на предыдущем снимке с экрана. Результатом будет окно следующего вида:

Отсюда можно видеть, что восстановить пароль можно как через sms, так и через e-mail, если адрес является подтверждённым. Вот, собственно и всё, про данную короткую систему регистрации и аутентификации.
Мы не будем здесь перечислять все имеющиеся в системе варианты подсистем регистрации и аутентификации, ибо главное подчеркнуть концепции и указать наиболее простую и наиболее сложную схемы.
В качестве сложной схемы рассмотрим вариант, представленный на сайте автосоюз-юг.рф. Первое, что нужно будет сделать здесь, это определить, к какой категории покупателей вы относитесь:

Уже здесь завуалирован один важный нюанс. Серьёзные оптовые интернет-порталы, к которым относится и этот, всегда ограничивают количество просмотров товаров для незарегистрированных пользователей. Другими словами, даже если вы частное лицо, вы всё равно вынуждены будете зарегистрироваться для того, чтобы просматривать цены товаров (даже если вы не собираетесь их покупать) при превышении определённого порога. Он указывается в ПУПе в меню: Настройки—>Запросы—>Гость.
Выбор варианта частного (физического) лица приводит к просьбе заполнить следующую заявку на регистрацию:

Обязательные поля здесь выделены красной звёздочкой. При этом нужно определить при помощи модификатора, что вы хотите считать своим логином “телефонный номер или адрес электронной почты или, что то же самое, выбрать способ подтверждения регистрации. Обязательных полей, как видите, значительно больше, чем в первом случае. Но за счёт этого достигается большая гибкость системы, заключающаяся в том, что можно использовать e-mail в качестве логина. Кроме того, если вы сразу заполните информацию о своём автомобиле, то сразу же сможете пользоваться модулем “Мои автомобили” в личном кабинете сайта. Выбор магазина позволяет системе по умолчанию выдавать вам наличие и цены именно в данном магазине. Точное определение вашего адреса позволяет системе автоматически настраивать для вас модуль доставки. Точное определение ФИО позволяет системе проще отличить одного клиента от другого в ситуации, когда однозначная идентификация ведётся либо по телефону либо по e-mail, приводящая к тому, что у разных клиентов может быть один и тот же e-mail (при регистрации по телефону) и один и тот же телефон (при регистрации по e-mail).
После заполнения всех полей и прочтения пользовательского соглашения согласно закону о персональных данных нужно будет согласиться с ним, проставив птичку в указанном месте, после чего нажать на кнопку “Регистрация”:

Если все поля были заполнены верно, то нужно будет подтвердить регистрацию по кнопке в письме и тогда станут возможными не только аутентификация и поиск товаров, но и получение уведомлений по e-mail о статусах заказов или тех или иных запросов. Заметим, что вероятны ситуации, когда один и тот же сайт работает как с розничными, так и с оптовыми клиентами. Но бывает и так, что при попытке регистрации система вас перекидывает на другой сайт. Именно так происходит с сайтом автосоюз-юг.рф, когда пользователь пытается зарегистрироваться, как частное лицо. Это нормально и означает как правило лишь то, что эти два сайта работают в рамках единой группы компаний.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда клиент выбрал при регистрации кнопку “Юридическое лицо”.
Здесь помимо стандартных полей появляются ещё и поля, однозначно идентифицирующие налогоплательщика:

Регистрация не требует указания телефона вообще, но есть защита от автоматической регистрации роботами. Нет в форме регистрации и пунктов, где даётся информация об автомобиле клиента, поскольку в большинстве случаев это бессмысленно. Если будет нужно, то пользователь сам добавит автомобили в личном кабинете. В целом, такой вариант регистрации немногим сложнее предыдущего.
Что касается процедуры аутентификации, то здесь особых отличий от предыдущего варианта нет, за исключением того, что логином всегда является e-mail.